Клуб выходного дня – развлечение или серьёзный разговор?
Проблема толерантности и межнациональных отношений в современном обществе сейчас стоит особенно остро. Почему же люди не хотят понимать других людей – другой национальности, вероисповедания, культуры, других привычек и взглядов?! И порой это неприятие приводит к открытой вражде и даже военным конфликтам.
В субботу, февральским вечером собрала учеников и их родителей Надежда Ильинична Гавриленко, классный руководитель 9 б класса, в рамках клуба «выходного дня» на диспут «Толерантность и межнациональные отношения».
В игровой форме сразу же выяснили, как чувствует себя человек, отвергаемый обществом. (Растерянность, одиночество, обиду, даже отчуждение и апатию.) Затем определили для себя такое понятие, как толерантность. Узнали, что на разных языках это слово обозначает почти одно и то же, объединяет их одно – понимание, принятие другого человека. Родители и дети разделились на группы, чтобы примерить на себя роли людей самых разных национальностей. Это был эксперимент – якобы на месяц проживания. Надежда Ильинична задавала вопросы по самоощущению. Мнения, конечно, были самые разные. Но пришли к единому выводу: в основе межнациональных отношений лежат взаимоотношения людей и главное в них – терпимость, уважение, прощение.
Участники диспута приводили примеры толерантности и интолерантности из своей жизни. Вот тогда ребята стали оценивать жизнь своего класса с другой позиции – позиции толерантности, уже другими глазами посмотрели на многие ситуации. Ох, как непросто оказалось разглядеть свои ошибки, недостатки в поведении! Еще труднее – оказалось их признать.
В конце диспута Надежда Ильинична рассказала китайскую притчу «Ладная семья».
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже»
Всё просто. Эти понятия и есть основа мира и лада в семье, в классе, в школе, в обществе.
Все мы живые существа, как и вы, другие, что нам делить? Почему нам не жить в мире и в согласии, дарить друг другу улыбки, уважение, любовь, понимание? Много вопросов стоит перед нами. И от нас зависит, как мы будем решать их. Давайте же не ошибемся в выборе правильных ответов.
Карягина Т.Н., учитель начальных классов, старшая вожатая.
|